- 3 мин.
- 10.01 / ред. 14.01
Как оформить частный дом в собственность? Пошаговая инструкция
Друзья, сегодня хотим рассказать про то, как оформить частный дом в собственность. На практике часто оказывается, что этот процесс может занять столько же времени, сколько и строительство дома! Поэтому мы подготовили пошаговую и понятную инструкцию, как это сделать.
Мы расскажем про то, какие документы нужны, как их собрать, куда подавать и сколько это стоит. При подготовке материала руководствовались нормативно-правовыми документами, опытом личным и опытом наших клиентов.
Из этой статьи вы узнаете:
Шаг первый: делаем межевание участка
Межевание участка – это точное определение границ участка, его формы и площади. Именно по этому документу государство понимает, каким участком вы владеете. Зачастую межевание участка делают ещё до того, как продать будущему владельцу. Но если у вас его нет, то надо воспользоваться услугами кадастрового инженера. Для этого вам понадобится документ о праве собственности на участок и паспорт.
Кадастровый инженер не только проведет все необходимые работы и составит план, он также может самостоятельно передать все документы в Росреестр. Конечно, можно заняться подачей документов самостоятельно, но мы советуем включить этот пункт в договор, так как инженер сэкономит ваше время и нервы.
Важно: у кадастрового инженера должна быть соответствующая лицензия от государства. Найти таких можно на сайте Росреестра: https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/p/present_new/cc_sro_reestr
Не менее важно: в каждом регионе и даже районе есть свои требования к участкам – какую площадь может занимать дом и как он должен быть размещен. Кадастровый инженер сможет проконсультировать вас по всем этим требованиям. Поэтому лучше пользоваться услугами местных лицензированных специалистов.
Сколько стоит: стоимость межевания сильно зависит от региона и условий договора. Начинается она, в среднем, от 20 тысяч рублей. Но вам может повезти и межевание сделают бесплатно – иногда государство проводит комплекс кадастровых работ в некоторых районах за счет бюджета.
Шаг второй: делаем технический план дома
Технический план дома – это документ, в котором описаны все характеристики строения: расположение на участке, материалы, высота потолков и так далее. Благодаря этому плану государство понимает, что дом может быть признан жилым, что он соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам.
Важно: технический план можно сделать еще на этапе строительства, когда возведены только стены и крыша дома. Именно поэтому мы советуем изначально строить дом по архитектурному проекту, который учитывает все нормы и требования.
Как и в случае с межеванием участка, план дома может сделать только специалист с соответствующей лицензией – найти таких можно там же, на сайте Росреестра.
Сколько стоит: все зависит от региона, дома и договора подряда. Чаще всего стоимость составления такого плана начинается от 10 тысяч рублей.
Шаг третий: получаем адрес
Когда оформлены межевание участка и техплан дома, нужно получить юридический адрес. Заявление на получение адреса можно подать на Госуслугах, предоставив документы о праве собственности.
Шаг четвертый: подаем уведомление об окончании строительства
После того, как дом возведен, надо отправить уведомление об окончании строительства. Для этого нужно приложить техплан дома, отрисованную схему участка с домом (можно подготовить самостоятельно) и квитанцию об оплате госпошлины.
Шаг пятый: подаем документы в Росреестр
Последний этап – подача готовых документов для оформления права собственности в Росреестр. Для этого нужно заявление, техплан дома и квитанция об оплате госпошлины. Отправить их можно через Госуслуги.
Вообще оформление занимает 10 рабочих дней, но чаще всего Росреестр возвращает заявление для уточнения информации, получения дополнительных документов или исправления неточностей (опечатки или ошибки). Иногда этот процесс занимает пару месяцев.
Важно: с момента подачи уведомления об окончании строительства до завершения оформления дома в собственность должно пройти не больше полугода, иначе можно получить штраф.
Что дает регистрация дома в собственность?
Несмотря на то, что это непростой процесс, на который нужны деньги и время (иногда доходит до полугода), вы получите сразу несколько выгод:
- Снижение тарифов на электроэнергию;
- Сможете участвовать в социальной программе по газификации;
- Возможность получить налоговый вычет;
- Право прописаться в доме;
- Возможность застраховать жилье;
- Право продавать, сдавать в аренду, оставлять в качестве залога.
При этом последствия отказа от регистрации могут быть очень негативными. Жить в незарегистрированном доме можно, но налоговая считает это неучтенной собственностью и может оштрафовать за неуплату налогов. Фиксируют такие дома с помощью аэрофотосъемки: с самолета или беспилотников.
В заключение немного о нас
Sewera — это компания полного цикла в сфере загородного благоустройства и инженерных услуг. У себя в соцсетях мы регулярно выкладываем лайфхаки, рекомендации, советы и большие разборы для тех, кто живет за городом или планирует.
Давайте-ка не теряться
Мы в Телеграм